23.08.2013
Приобретение или взятие в аренду объекта коммерческой недвижимости всегда является непростым делом, которое требует обоснованного юридического duediligence. Впрочем, если недвижимость имеет статус объекта культурного наследия, то потенциальный владелец рискует встретиться с целым рядом дополнительных юридических нюансов и ограничений.
Центр столицы, и другие населенные пункты с богатой историей, и обилием памятников истории и архитектуры. И хотя некоторые из достопримечательностей существуют только на бумаге, а в натуре представляют собой заброшенные руины, их юридический статус возлагает на владельцев и пользователей большой круг обязанностей. Инвестору, безусловно, следует тщательно взвесить все «за» и «против», прежде чем направить свой капитал в такой объект.
Нормативную базу в этой сфере образует Закон Украины «Об охране культурного наследия» и подзаконные нормативные акты, принятые на его основании. Надзор в этой сфере осуществляют: в отношении памятников национального значения - Министерство культуры Украины, местного значения - органы охраны культурного наследия, созданные при местных органах исполнительной власти.
Среди наиболее важных нюансов, связанных с владением и пользованием объектом культурного наследия, следует отметить следующие:
- необходимость получения предварительного согласия органа охраны культурного наследия на сделки, предмет которых является отчуждение объекта его передача во владение или пользование
- привилегированное право государства на покупку объекта в случае его отчуждения
- обязательное заключение с органом охраны культурного наследия охранного договора, в рамках которого владелец, помимо прочего, может быть обязан участвовать в финансировании проектов по сохранению, реконструкции или реставрации памятника
- ограничения форм использования имущества исключительно его целевому назначению, определенному органом охраны культурного наследия (назначение, как правило, является более узким, чем просто «нежилое помещение»)
- особенности проведения ремонта или улучшения объекта, а именно необходимость соблюдения владельцем обязанности совершать меньше изменений и дополнений памятника и обеспечить сохранение его материальной аутентичности, пространственной композиции, а также элементов оборудования, устройства, украшения
- необходимость согласования размещения наружной рекламы с органом охраны культурного наследия, в дополнение к обычным согласительных процедур, существуют для любой наружной рекламы
- возможность принудительного выкупа объекта государством в случае, если в результате действий или бездействия владельца ему угрожает повреждение или уничтожение, и владелец не принял мер по его сохранению.
Таким образом, приобретая привлекательный с инвестиционной точки зрения объект недвижимости в исторической части города, инвестор должен учитывать, что владение такой недвижимостью может быть связано с дополнительными расходами, а некоторые планы по ее использованию могут оказаться невыполнимыми в силу законодательных ограничений.
|