29.08.2013
Верховная Рада Украины ратифицировала Конвенцию между Правительством Украины и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения и предупреждении налоговых уклонений относительно налогов на доходы (Конвенция ), подписанной Президентом в прошлом году, 8 ноября. Новые правила налогообложения операций с участием резидентов островной республики начнут действовать с 1 января 2014 - го.
Итак, со следующего года налоговая нагрузка в украинском - кипрских операциях заметно возрастет.
Вместо нулевых ставок налога на доходы в виде дивидендов , роялти , процентов, которые сейчас применяются в государстве происхождения дохода в случае, если получателем является второе договорное государство, действовать следующие ставки:
- дивиденды - 5 %
- роялти - 5 или 10 % в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности
- проценты - 2%
Кроме этих, наиболее очевидных, изменений, Конвенция принесет и другие нововведения. В частности , положения Конвенции не применяется к налогообложению доходов резидента одного из договорных государств, если он не является их фактическим ( бенефициарным ) собственником - соответствующие ограничения вытекают из статей 10 - 12 Конвенции. Эти ограничения составят проблему для применения тех налоговых моделей, где кипрское предприятие является промежуточным звеном между украинским предприятием и оффшорной компанией, например, с Британских Виргинских островов.
Статья 9 Конвенции определяет особые правила налогообложения операций между связанными лицами («ассоциированными предприятиями»), направленные на борьбу с наиболее простыми и распространенными схемами оптимизации налогообложения налогом на прибыль при импортных и экспортных операциях украинских компаний. Конвенция фактически предусматривает применение «обычных цен» для транзакций между связанными лицами.
Критерии на основании которых, предприятия относится к «ассоциированным» установленные ст.9 Конвенции :
- предприятие договаривающегося государства прямо или косвенно участвует в управлении, контроле или капитале предприятия другого договаривающегося государства, или
- одни и те же лица прямо или косвенно участвуют в управлении, контроле или капитале предприятия договаривающегося государства и предприятия другого договаривающегося государства.
Заметно, что указанные критерии не содержат привычного для отечественного законодательства понятие «существенного участия», то есть во внимание будет приниматься любое участие одного человека в капитале или контроле другой, пусть даже 1 %.
Конвенция также совершенствует процедуру обмена информацией между государствами , которая , по общему мнению , до сих пор была абсолютно неэффективной . В частности, на основании п. 5 ст. 24 договаривающимся государствам запрещается отклонять запросы о предоставлении информации исключительно потому , что информация принадлежит банку или другому финансовому учреждению.
Определенные вопросы возникают относительно положений ст. 26 Конвенции.
Из первой части этой статьи следует, что Конвенция вступает в силу с даты завершения процедуры обмена ратификационными грамотами между государствами, а ее положения применяться с первого января года , следующего за завершения процедуры обмена ратификационными грамотами между государствами (т.е. с 01.01.2014 г., если процедура будет завершена в этом году , чего стоит ожидать).
в то же время вторая часть этой же статьи указывает , что действующая Соглашение между Правительством СССР и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, подписанное 29.10.82, прекращает действие с момента вступления новой Конвенции и (т.е. соглашение , вероятно , потеряет силу несколько раньше, чем положения новой Конвенции начнут применяться ).
Если вследствие неточности (случайной?) в тексте новой Конвенции возникнет период , когда в отношениях с Кипром не будет существовать действующего документа об избежании двойного налогообложения, то никто не сможет гарантировать , что налоговые органы не будут облагаться налогом операции за этот период по общим правилам, установленным ст. 161 Налогового кодекса Украины.
В целом следует отметить, что новая Конвенция делает перспективу использования Кипра в целях оптимизации налогообложения не такой безоблачной , как раньше. Учитывая, что государство недавно пережила еще и громкую финансовый кризис, возможно, следует ожидать некоторого оттока капитала за «налоговых оазисов».