08.10.2013
Удержание груза является надежным средством обеспечения исполнения обязательства по оплате оказанных транспортных и логистических услуг, который иногда используется на практике.
Удержание - это способ обеспечения исполнения обязательства, прямо передусмотренных ст.594 - 597 ГК.
Согласно п.1 ст. 594 ГК, кредитор, правомерно владеет вещью (мы), подлежащей передаче должнику (клиенту) или лицу, указанному должником (грузополучателю), в случае невыполнения им (клиентом) в срок обязательства по возмещению кредитору (нам) связанных с этой вещью издержек и других убытков (расходов на перевозку) имеет право удержать ее у себя до выполнения должником обязательства. Удержанием вещи могут обеспечиваться другие требования кредитора, если иное не установлено договором или законом.
В п. 2 ст. 594 ХК указано , что удержанием вещи могут обеспечиваться другие требования кредитора , если иное не установлено договором или законом.
Статьей 10 Закона Украины «О транспортно - экспедиторской деятельности» также определено, что экспедитор вправе удерживать груз, находящийся в его владении, до момента уплаты платы экспедитору и возмещения расходов, понесенных им в интересах клиента, или до момента другого обеспечения выполнения клиентом его обязательств в части уплаты платы экспедитору и возмещения указанных расходов, если иное не установлено договором.
То есть, удержания может применяться в силу закона, даже без специального указания в договоре перевозки или транспортного экспедирования.
Но судебная практика исходит из того, что при отсутствии специального регулирования в договоре, удержания в отношениях перевозки может быть применено только к тому груза, перевозка которого не оплачена.
Так, решением Хозяйственного суда Харьковской области от 5 июля 2010 по делу № 29/237-09 было отказано в удовлетворении иска экспедитора к клиенту, связанного с удержанием груза. Суд отметил: «Истец безосновательно, вопреки требованиям законодательства , придержал перевозимый груз ним совсем по другой заявке». Харьковский апелляционный хозяйственный уд, при пересмотре дело в апелляционном порядке, оставил решение без изменений (постановление по делу № 21/66-10 от 21.09.2010 г.). Высший хозяйственный суд своим постановлением от 25.11.2010 г. оставил постановление без изменений.
Учитывая, что многие транспортные компании работают с клиентами на условиях оплаты с отсрочкой платежа, то на тот момент, когда у клиента возникает задолженность, у экспедитора (перевозчика) уже нет того груза, за перевозку которого клиент должен.
Но у экспедитора ( перевозчика) может быть другой груз. С учетом этого, целесообразно прямо предусматривать в договорах перевозки или транспортной экспедиции положений о возможности удержания любого груза, находящегося в распоряжении экспедитора ( перевозчика).