Українська
Русский
English
Ратушняк и Партнеры Tel: +38(044)227-16-81
Fax: +38(044) 586-46-59
25-11-2024
Главная страница | О нас | Наши клиенты | События | Публикации | Наша практика | Проекты | Вакансии | Карта сайта | Контакты
Направления деятельности

str Авторское право и Интеллектуальная Собственность
str Агробизнес и сельскохозяйственное производство
str Антимонопольное и конкурентное право
str Внешнеэкономическая Деятельность и Таможенное Регулирование
str Выход на европейские рынки. Экспорт в ЄС через польские компании.
str Земельные отношения
str Иностранные Инвестиции
str Корпоративное Право и Корпоративные Финансы
str Корпоративные реорганизации
str Налоговое Право
str Недвижимость и имущество
str Семейное и Наследственное право
str Слияние и Поглощение
str Страховое право
str Строительство и реконструкция
str Торговля и Дистрибуция
str Транспортное право
str Трудовое право

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ

28.10.2013
Цивилизованность общества определяется скоростью внедрения передовых технологий. На сколько государство является правовым, можно определить по степени открытости в принятии значимых решений, скорости обмена информацией между государственными институтами и обществом.
Однако уж как-то не совсем гармонично вписываются в современные украинские реалии судебные заседания в режиме видеоконференции, рассылка смс-повесток участникам судебного процесса, в то время как судебные решения исполняются годами, процедура закрытия бизнеса напоминает «хождение по мукам», а перекраивание и перераспределение полномочий между государственными органами не содействует правопорядку в целом.


Уже более, чем 10 лет в нашей стране действует Закон Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» (Закон об электронных документах), за это время стало нормой подавать отчетность в налоговые органы, пенсионный фонд, декларировать, осуществлять банковские операции с помощью электронных документов, но использование электронной подписи в хозяйственной деятельности не получило широкого распространения.

Для сравнения, за пять лет после введения в действие Директивы ЕС от 13.12.1999 № 1999/93/ЕС «Об общих принципах электронных подписей» (Directive 1999/93/EC of the European Parliament and of the Council of 13 December 1999 on a Community framework for electronic signatures) усиленными электронными подписями стали пользоваться около 70 процентов европейцев.

СИЛА ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ

Под электронным документом согласно действующему украинскому законодательству понимают документ с соответствующими обязательными реквизитами, информация в котором зафиксирована в виде электронных данных.

Состав и порядок размещения обязательных реквизитов такого документа определяется законодательством, так, например, исходя из положений Приказа Министерства финансов Украины № 88 от 24.05.1995 год «Об утверждении Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете» и ст. 9 ЗУ «О финансовой отчетности и бухгалтерском учете в Украине» первичные документы могут составляться как в письменной, так и в электронной форме и должны содержать: название документа (форма), дата и место составления, название предприятия, от имени которого составлен документ, содержание и объем хозяйственной операции, единица измерения хозяйственной операции, должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность оформления, личная подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, которое участвует в осуществлении хозяйственной операции.

В соответствии со ст. 6 Закона об электронных документах электронная подпись является обязательным реквизитом электронного документа, который используется для идентификации автора (лица, подписавшего документ). Наложением электронной подписи завершается создание электронного документа, чем придается документу целостность и юридически значимая сила. Однако стоит отметить, что согласно ст. 8 Закона об электронных документах электронный документ не может быть использован как оригинал:

  1. свидетельства на право наследования,
  2. документа, который в соответствии с законодательством может быть создан лишь в одном оригинальном экземпляре, кроме случаев использования централизованного хранилища оригиналов электронных документов,
  3. в других случаях, предусмотренных законодательством.

Исходя из общепризнанной практики, существует такие основные виды электронных подписей: (1) простая текстовая подпись в электронном письме, (2) цифровое изображение рукописной подписи, прикрепляемое к электронному документу (сканкопия), (3) секретный код (PIN-код), (4) уникальный биометрический идентификатор, (5) цифровая подпись, создаваемая путем использования криптографического ключа.

Именно вопросу использования цифровой подписи законодатель уделил особое внимание.

Так, ЭЦП приравнивается к собственноручной подписи (печати) в случае, если: такая подпись подтверждена усиленным сертификатом ключа и такой сертификат ключа является действительным на момент наложения электронной цифровой подписи; личный ключ подписанта соответствует открытому ключу.

Составляющими элементами ЭЦП являются личный и открытый ключи. Личный ключ ЭЦП формируется на основании случайных чисел, которые генерируются датчиком случайных чисел, а открытый - вычисляется из личного ключа. Вычислить личный ключ из открытого - невозможно. Именно открытый ключ подтверждает принадлежность открытого ключа ЭЦП определенному лицу и несет в себе персональную информацию о его владельце (имя, реквизиты), уникальном регистрационном номере, сроке действия сертификата открытого ключа. Открытый ключ используется для проверки ЭЦП получаемых документов (файлов).

В случаях, когда в соответствии с законодательством необходимо удостоверить подпись на документах и соответствие копий документов оригиналов печатью, на электронный документ накладывается еще одна электронная цифровая подпись юридического лица, специально предназначенная для таких целей.

Исходя из ст. 4 ЗУ «Об электронной цифровой подписи» нотариальные действия по удостоверению действительности электронной цифровой подписи на электронных документах совершаются в соответствии с порядком, определенным законом. Так, Приказом Министерства юстиции Украины от 22.02.2012 года № 296/5 «Об утверждении Порядка совершения нотариальных действий нотариусами Украины» предусматривается, что нотариусы удостоверяют при наличии у них технических возможностей действительность электронной подписи на документах.

Однако для того, чтобы доказать то, что документ был подписан с помощью электронной цифровой подписью в конкретный момент времени в прошлом, существует возможность зафиксировать дату и время специальным значком (Постановление КМУ от 26.05.2004 года № 680 «Об утверждении Порядка удостоверения наличия электронного документа (электронных данных) на определенный момент времени». Подобные услуги предоставляются центрами сертификации ключей и аккредитованными центрами сертификации ключей, что позволяет не беспокоиться подписантам электронных документов в ситуации, когда срок действия их сертификата открытого ключа истек.

Сертификаты открытых ключей могут быть двух видов: простые и усиленные. Усиленный сертификат открытых ключей выдается только аккредитованными центрами сертификации ключей и используются для обмена документами между юридическими, физическими лицами и государственными органами власти, а собственно сам электронный документ приравнивается к собственноручно подписанному.

ЭЛЕКТРОННО-ТРАНСПОРТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

В соответствии со ст. 207 ГКУ сделка считается осуществленной в письменной форме, если воля сторон выражена при помощи телетайпного, электронного или иного технического средства связи. При исполнении соглашений допускается применение электронно-цифровой подписи.

Украинским законодательством урегулированы вопросы использования ЭЦП лишь в сфере железнодорожных перевозок (Приказ Министерства транспорта Украины от 21.11.2000 года № 644 «Правила оформления перевозных документов») - накладная на перевозку оформляется и предоставляется в электронной форме с наложением ЭЦП (п. 1.1.) Высшим хозяйственным судом Украины в Информационном письме от 27.02.2012 года № 01-06/223/2012 относительно возможности Укразализныци с 01.01.2012 года оформлять перевозные документы в электронном виде было указано, что в соответствии со ст. 307 ХК Украины, предписания которой корреспондируются со ст. 909 ГК Украины, договор перевозки груза заключается в письменной форме. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением провозного документа (транспортной накладной, коносамента) согласно с требованиями законодательства.

Электронный перевозной документ и его бумажная версия имеют одинаковую юридическую силу. Пунктом 1.2 названных Правил определено, что для подтверждения приемки груза к перевозке один экземпляр накладной в бумажном виде с присвоенным ему номером и датой приема груза предоставляется отправителю. Порядок подтверждения приема груза к перевозке по электронной накладной (с наложением электронной цифровой подписи) определяется договором между грузовладельцем и железной дорогой. Согласно с пунктом 3.3 Порядка применения электронного перевозного документа при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденного приказом Министерства транспорта и связи Украины от 01.11.2010 № 800, в случае предъявления к железной дороге претензий и исков применяются электронные перевозочные документы или их бумажные копии, которые распечатываются и заверяются в установленном законодательством порядке соответствующими субъектами перевозочного процесса, получили их согласно приложению к договору об организации перевозок.

В случае наличия разногласий в визуальных и бумажных отображениях электронных перевозочных документов может учитываться информация, полученная из архива электронных документов ГП «Главный информационно - вычислительный центр Укрзализныця».

В свою очередь, Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине использование электронной цифровой подписи прямо не урегулирована, поэтому ЭЦП используется лишь во внутренней системе перевозчиков и экспедиторов, а во взаимоотношениях с третьими лицами (отправитель-получатель) продолжают использовать бумажные ТТН. В то же время, в Беларуси с июля этого года начинается внедрение ТТН в электронном виде, а на международном уровне еще в 2008 году восемью европейскими государствами был подписан Дополнительный протокол к конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), касающийся электронной накладной (e-CMR), Украина к данном Дополнительному протоколу пока не присоединилась.

Опубликовано в газете Юридическая практика, октябрь 2013 года

Автор: ВЛАСОВ Евгений - юрист ЮК «Альянс Ратушняк и Партнеры»



Сервисы и услуги

str Аутсорсинг юридических услуг абонентское обслуживание
str Договора подряда в строительстве
str Купля и продажа недвижимости и земли
str Лицензирование и разрешительные процедуры
str Налоговые консультации
str Наследство и дарение
str Разрешения на трудоустройство для иностранцев
str Регистрация и юридическое сопровождение деятельности представительств нерезидентов в Украине
str Реорганизация и ликвидация
str Семейные правоотношения и споры
str Составление договоров и контрактов
str Составление исковых заявлений, подготовка к судебному разбирательству
str Судебные дела
str Трудовые контракты
str Трудовые споры
str Услуги в сфере интеллектуальной собственности. Регистрация торговых марок.
str Учреждение бизнеса. Регистрация юридических лиц.
 
hr
Главная страница | О нас | Наши клиенты | События | Публикации | Наша практика | Проекты | Вакансии | Карта сайта | Контакты

Украина 03150, г.Киев, ул. Ямская, 72 | тел.: +38(044)227-16-81 | факс: +38(044) 586-46-59


email
Copyright 2007 © Альянс Ратушняк и Партнеры
bigmir)net TOP 100
Разработка сайта - BUNKE.com.ua