24.12.2013
Следует отметить, что в основном хозяйственные суды считают, что Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов на экспедиторовне распространяется.
Исходя из положений законодательства, в частности ст. 8 ЗУ «О транспортно-экспедиторской деятельности» перечень услуг, которые предоставляются экспедитором в рамках транспортного экспедирования, не предусматривает предоставления экспедитором непосредственно услуг по перевозке грузов, однако перевозчик может выполнять обязанности экспедитора (ч. 2 ст. 929 ГКУ), что, однако не изменяет его статус как перевозчика в услугах относительно непосредственного перемещения грузов (Постановление ВХСУ от 28.08.2012 года, дело № 23/100).
Права и обязанности перевозчика и экспедитора являются самостоятельными (Постановление ВХСУ от 24.02.2010 года, дело № 11/237)
В деле ТОВ «РДЦ Эксмо-Украина» (клиента) против ТОВ «ТІР» (экспедитор) (№ 29/481-13/40 Постановление ВХСУ от 02.02.2010 года) о возмещении ущерба вследствие утраты груза клиента перевозчиком, который был привлечен экспедитором, местными судами было верно установлено отсутствие вини экспедитора в нанесении ущерба с учетом того, что экспедитор исполнил взятые на себя обязательства относительно организации доставки груза на адрес клиента. К тому же положения Конвенции о договоре международной автомобильной перевозке грузов регулируют исключительно взаимоотношения между перевозчиком и клиентом экспедитора.
В другом деле Высший хозяйственный суд в деле № 5019/637/11 от 20.12.2011 года указывал, что суды предыдущих инстанций не определили оснований, по которым они отождествили правоотношения, которые возникли по CMR между отправителем и перевозчиком и правоотношения, которые возникли из заявки на перевозку, не установили, были ли выполнены сторонами те обязательства, которые возникли из заявки и не учли требований ст. 316 ХК Украины, согласно с которыми по договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить либо организовать исполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой грузов.
Таким образом, в зависимости от того, какой статус имеет исполнитель, будет зависеть объем ответственности за потерю груза перед клиентом и возможности применения положений Конвенции о договоре международной автомобильной перевозке.