22.05.2014
18 мая 2014 вступил в силу Закон Украины № 1229- VII от 17 апреля 2014 года, которым ратифицировано Будапештскую конвенцию о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям ( КПВВ ) .
Сама Будапештская конвенция вступит в силу для Украины в первый день четвертого месяца, с дня сдачи на хранение депозитарию документа о ратификации Конвенции (т.е., примерно в двадцатых числах августа 2014).
Будапештская конвенция будет способствовать унификации правил международных перевозок грузов по внутренним водным путям, что позволит устранить препятствия в осуществлении украинскими перевозчиками международных грузоперевозок и расширит их участие в судоходстве на европейских реках.
Весомое значение Конвенции состоит в том, что в сферу ее действия попадают не только договорные отношения с внутренних водных перевозок, но и грузовые перевозки в смешанном «река - море» плавании, когда часть маршрута осуществляется рекам, каналам, озерами и морским путем.
Конвенция содержит подробную регламентацию прав и обязанностей перевозчиков, их ответственность и перечень документов, необходимых для осуществления перевозки. В сферу применения Конвенции входит любой договор перевозки, в соответствии с которым порт погрузки или место приема груза и порт разгрузки или порт сдачи груза расположены в двух различных государствах, одно из которых является государством - участником Конвенции.
Среди прочего, Будапештской конвенции установлен максимальный размер ответственности перевозчика, который ни в коем случае не может превышать 666,67 единиц специальных прав заимствований (СПЗ) на каждое грузовое место или другую единицу отгрузки или 2 спз за каждый килограмм указанной в транспортном документе веса утраченного или поврежденного груза (в зависимости от того, какая сумма больше). Исходя из курса гривны относительно спз по состоянию на 18.05.2014 года, эти суммы составляют соответственно 12 104,86 грн. за грузовое место или 36,26 грн. за килограмм.
Как грузовое место или другая единица отгрузки рассматривается любое грузовое место или единица отгрузки, указанные в транспортном документе. В тех случаях, когда утрачены или повреждены арендованное приспособления для транспортировки, такое средство считается отдельной единицей отгрузки.
Если грузовым местом или другой единицей отгрузки является контейнер и если в транспортном документе не указано количество грузовых мест или единиц отгрузки как упакованных в контейнере, сумма 666,67 спз заменяется суммой 1500 спз ( 27 195,00 грн.) за контейнер, не содержащий груза, и дополнительно, суммой 25 000 спз ( 453 250,00 грн.) за грузы, которые были помещены в контейнер.
Вышеупомянутые пределы ответственности не применяются, если высокая стоимость груза или транспорта были прямо указаны в транспортном документе и перевозчик против этого не возразил или стороны четко оговорили максимальные пределы ответственности выше.