17/09/2014
Оформление первичных документов на предприятии является чрезвычайно важным аспектом его хозяйственной деятельности. Ведь при осуществлении налоговых проверок и рассмотрении дел судами надлежащее оформление первичных документов будет служить подтверждением реального осуществления операций между контрагентами и поможет избежать нежелательной ответственности.
В связи с указанным Министерством доходов и сборов было выдано Письмо от 01.04.2014 г. N 414/3 / 99-99-10-04-02-10, в котором отметил определенные правила составления первичных документов на предприятии.
Правила составления первичного документа установлены Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденным приказом МФУ от 24.05.95 г. №88. Правила составления налоговой накладной определены Порядком заполнения налоговой накладной, утвержденным приказом Миндоходив от 14.01.2014 г.. №10.
В соответствии с абзацем вторым п. 2.13 главы II Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом МФУ от 24.05.95 г. №88, руководителем предприятия, учреждения утверждается перечень лиц, имеющих право давать разрешение (подписывать первичные документы) на осуществление хозяйственной операции.
Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти первичные документы (п. 2.14 Положения №88). Также Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" (статья 8) установлено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, хранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), который осуществляет руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.
Согласно п. 18 Порядка заполнения налоговой накладной все составленные экземпляры налоговой накладной подписываются лицом, уполномоченным налогоплательщиком осуществлять поставку товаров / услуг, и скрепляются печатью такого плательщика налога - продавца. Налоговая накладная не подписывается покупателем товаров / услуг и не скрепляется его печатью.
Таким образом, приказом по предприятию руководитель утверждает перечень лиц, которых уполномочивает от имени юридического лица (предприятия) осуществлять хозяйственные операции (поставку товаров, услуг), а также подписывать первичные документы и налоговые накладные. Приказ доводится до сведения работников под личную подпись.