02.03.2015
Поистине с января текущего года началась жизнь по-новому, а перманентные и фундаментальные законодательные изменения, словно поленья в топке сжигают бизнес. Еще немного и от предпринимательства останется лишь пепел.
Новый 2015 год ознаменовался перекраиванием всей налоговой системы государства, а подобные изменения, а также сроки их внедрения и обкатки на практике на фоне экономической стагнации и особого положения в стране, пагубно сказывается на всем и всех.
Государство предлагает системные изменения, забывая согласовать подобное с самим обществом, которому с результатами таких реформ жить.
Среди новел законодательства: снижение ставок по уплате единого социального взноса, обязательное оформление письменных трудовых договоров с работниками, налоговый компромисс, введение транспортного налога, реформирование налога с доходов физических лиц, налога с недвижимости, акцизный сбор на автобусы и грузовые автомобили...
Именно акцизный сбор и транспортный налог может в той или иной мере коснутся транспортных компаний, которые запланировали обновить свой автопарк либо же приобрести автомобиль премиум-класса для топ-менеджмента в этом году.
Попытаемся разобраться с транспортным налогом. Сбор с первой регистрации транспортного средства с 1 января 2015 года отменен, но на смену ему, среди прочего, пришел транспортный налог, который в отличие от сбора с первой регистрации транспортного средства является местным налогом, а, следовательно – новым источником пополнения местного бюджета.
Плательщиками нового налога стали физические, юридические лица, в том числе и нерезиденты, у которых в собственности находятся легковые автомобили, которым до 5 лет и у которых объем двигателя свыше 3 000 куб. м.
Так, что в свете плавающего курса доллара и угрозы введения дополнительного импортного сбора, активизируется рынок подержанных элитных автомобилей, которые под налогообложение транспортным налогом не подпадут.
Может сложиться также интересная ситуация, когда лицо приобрело в 2014 году элитный автомобиль, однако уже в 2015 году придется платить очередной налог – транспортный, ведь если сбор является разовым, то транспортный налог – периодическим, который следует оплачивать ежегодно.
За каждый элитный автомобиль и за полный год владения насчитывается налог в размере 25 000,00 грн., то есть владельцу подобного автомобиля обойдется «железный конь» приблизительно в 2 000 грн. ежемесячно.
Информацию об элитных автомобилях налоговые органы узнают «благодаря» органам внутренних дел, которые до 1 апреля 2015 года должны подготовить соответствующую информацию. В последующем передача таких сведений будет осуществляться ежемесячно.
Базовым (отчетным) периодом по оплате налога является календарный год. Есть некоторые особенности в начислении и уплате транспортного налога для физических и юридических лиц.
Так, до 1 июля года базового налогового периода, то есть в текущем году, физическому лицу местной налоговой вручается соответствующее уведомление-решение о начисленном транспортном налоге, а также необходимые платежные реквизиты. Срок для оплаты налога – в течение 60 дней со даты вручения налогового уведомления-решения.
Что касается юридических лиц, то они рассчитывают самостоятельно налог на 1 января отчетного периода и до 20 февраля этого же года должны подать контролирующему органу декларацию установленной формы с разбивкой годовой суммы равными частями поквартально, а уплата осуществляется авансовыми взносами до 30 числа месяца, который наступает за отчетным кварталом, которые отображаются в годовой налоговой декларации.
Вполне прогнозировано и неудивительно, что установленной формы декларации еще нет, хотя налоговая служба своими письмами-разъяснениями (напр. Письмо ДФС Украины от 28.01.2015 года № 2444/7/99-99-17-04-01-17 «О внесении изменений в порядок администрирования имущественных налогов») рекомендует предприятиям воспользоваться формой Расчета суммы сбора за первую регистрацию транспортного средства. Парадокс лишь в том, что сбор за первую регистрацию транспортного средства отменен, а форма Расчета действующая, однако введен транспортный налог, а соответствующей формы отчетности еще нет. Большинство бухгалтеров как законопослушные граждане «с нетерпением» ждут утвержденные формы отчетности по новому налогу и не спешат руководствоваться рекомендациями налоговиков.
Чем выше динамика изменения законодательства, тем больше парадоксов и несогласованностей. Вполне реально, что элитный автомобиль может менять своего владельца в течение года.
В таком случае, при смене собственника (физического лица), налог рассчитывается предыдущим собственником с 1 января этого года и до начала месяца, когда он перестал быть собственником автомобиля, а в свою очередь, новый собственник – начиная с месяца, в котором приобрел право собственности на данный объект. По такой логике, новому собственнику выгоднее покупать автомобиль в начале месяца, а не в конце, ведь платить налог придется как за полный месяц.
Что касается юридических лиц, то на данный момент налоговым законодательством подобный вопрос не урегулирован, ведь нет утвержденной формы уточняющей декларации, которой бы старый собственник уведомляет налоговые органы о продаже автомобиля, однако нормативно закреплено, что новый собственник подает в течение месяца со дня возникновения права собственности соответствующую декларацию.
За объекты налогообложения, приобретенные в течение года, налог уплачивается пропорционально количеству месяцев, которые остались до конца года, начиная с месяца, в котором проведена регистрация транспортного средства.
Надо обратить внимание на то, что ставки транспортного налога являются фиксированными и не предусматривают каких-либо преференций. Однако согласно с положениями налогового законодательства местные налоги и сборы, к которым относится и транспортный налог, устанавливаются местными органами власти. Соответствующее решение должно быть официально опубликовано соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, который предшествует бюджетному периоду, в котором планируется применение установленных налогов и сборов. В ином случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, который следует за плановым периодом.
Если органы местной власти не приняли решения относительного местных налогов и сборов, то такие налоги до принятия такого решения взимаются с применением минимальных ставок.
Ныне местные органы по всей Украине в экстренном порядке принимают соответствующие решения о ставках и порядке взимания налога, а это фактически свидетельствует о нарушении процедуры введения такого налога, поэтому владельцы элитных автомобилей, среди которых немало и сильных мира сего, смогут обосновать свое нежелание платить подобные налоги.
Тем не менее, следует помнить и об ответственности за неоплату транспортного налога. Так, на сумму налогового долга после окончания установленных Налоговым кодексом Украины сроков погашения согласованного денежного обязательства начисляется пеня в размере 120% годовых учетной ставки НБУ.
Как видно, транспортный налог является налогом для избранных, а они, эти избранные, всегда найдут формальные основания не ущемлять свои права и интересы во благо украинскому обществу. По предварительной оценке экспертов, транспортный налог коснется лишь 5% из общей массы, к тому же, нынче, элитарность автомобиля измеряется не объемами двигателя, а его эффективностью, которая достигается всевозможными би-турбо и турбонаддувами Таким образом, о роскоши автомобиля больше расскажут «лошадки», а не объем цилиндров. Похоже, что главное кредо законодателя – закон не должен быть идеальным для всех, достаточно его идеальности лишь для некоторых.