07.09.2012
Долгое время существовала различная судебная практика относительно формулировок исковых требований налогоплательщиков в случае, если налоговые органы по тем или иным основаниям отказывают в принятии деклараций (например, статус налогоплательщика отличный от основного).
Государственная налоговая служба Украины в начале 2012 года предоставила определенные разъяснения по этому вопросу (письмо от 30.01.2012 г. N 2793/7/18-8017). Высший налоговый орган отметил, что среди оснований для непризнания налоговой отчетности, определенных пунктами 48.3 и 48.4 статьи 48 Кодекса, отличие состояния налогоплательщика от основного отсутствует. Однако этот внутренний документ не уменьшил головной боли налогоплательщикам.
Долгое время существовала различная судебная практика относительно формулировок исковых требований налогоплательщиков в случае, если налоговые органы по тем или иным основаниям отказывают в принятии деклараций (например, статус налогоплательщика отличный от основного).
Государственная налоговая служба Украины в начале 2012 года предоставила определенные разъяснения по этому вопросу (письмо от 30.01.2012 г. N 2793/7/18-8017). Высший налоговый орган отметил, что среди оснований для непризнания налоговой отчетности, определенных пунктами 48.3 и 48.4 статьи 48 Кодекса, отличие состояния налогоплательщика от основного отсутствует. Однако этот внутренний документ не уменьшил головной боли налогоплательщикам.
В свою очередь, в середине июня этого года Высший административный суд Украины в информационном письме (письмо от 15.06.2012 г. № 1503/12/13-12) обратил внимание судов на то, что отказ налогового органа в принятии декларации может быть предметом рассмотрения в админсудах, поскольку это приводит к возникновению негативных юридических последствий для налогоплательщика в виде штрафа.
Так, ВАСУ отмечает, что ответчиком в случае судебного обжалования отказа налогового органа в принятии налоговой декларации налоговый орган, который отправил сообщение об отказе.
Удовлетворении исковых требований налогоплательщиков о признании противоправным отказа принять налоговую декларацию означает, что соответствующее решение не создало никаких правовых последствий, а налоговая декларация своевременно поданной. Поэтому в данном случае обязанность налогоплательщика по своевременной подачи налоговой декларации считается исполненным надлежащим образом, а его нарушенные права полностью восстановленными.
Формулирование требований административного иска может быть различным: (1) требования об обязательстве налогового органа принять налоговую декларацию, (2) о признании противоправными решений, действий, (3) бездействия налогового органа, о признании поданной декларации налоговой отчетностью, (4) о признания налоговой декларации поданной следует рассматривать как требование о признании противоправным отказа в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком на определенную дату.
В связи с этим суд не имеет оснований для отказа в иске налогоплательщику или отказа в открытии производства (прекращения производства) в случае, если таким плательщиком были иначе сформулированы исковые требования, предметом которых является противоправность отказа в принятии налоговой.
Письмо Высшего административного суда Украины от 15.06.2012 № 1503/12/13-12
|