HEAD HUNTING ПО-УКРАИНСКИ
о неправомерном использовании деловой репутации
Закон «О защите прав потребителей»
Нечестная предпринимательская практика — какая-либо предпринимательская деятельность или бездеятельность, которая противоречит правилам, торговым и другим честным обычаям и влияет или может повлиять на экономическое поведение потребителя относительно продукции;
Процесс перехода на новое место работы редко проходит гладко. И дело не в новом коллективе и новой дирекции. Многих работников смущает этический аспект этой проблемы. Как уйти от начальства, как объяснить и дать понять, что прежняя должность не дает всего, что вы ждете от своей профессии. Психологически это, несомненно, тяжело, но как отка заться от карьерного роста и повышения заработной платы и привлекательных условий работы, всего того, что предлагает и чем завлекает другая компания? Положение работодателя, от которого уходит хороший специалист, еще более не однозначно. В данной статье мы затронем вопросы перехода сотрудников в конкурирующие компании, использование методов недобросовестной рекламы, а также неправомерное использование деловой репутации.
В украинском и европейском законодательствах, в том числе и деловой практике, есть целый ряд правовых и экономических механизмов, позволяющих бороться с недобросовестной конкуренцией в разных ее проявлениях. Существуют Закон «О защите прав потребителей», Закон «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», Парижская конвенция «Об охране прав промышленной собственности», Хозяйственный и Гражданский кодексы Украины, а также иные законы и нормативные акты.
«Работники переходят в конкурирующую фирму, которая начинает работать с оборудованием известной компании-производителя»
Переманивание работников компаниями-конкурентами является достаточно распространенным явлением на украинском рынке труда. Работник может самостоятельно сделать такой шаг или же его «находят» сами конкуренты.
Иногда сами компании-работодатели вкладывают значительные средства в обучение и повышение квалификации своих специалистов, проводят разного рода обучения: повышение квалификации, получение сертификатов, свидетельств. Компания платит за такое обучение, чтобы научить работать с новым оборудованием, новыми технологиями. В итоге повышается эффективность производственных процессов, конкурентоспособность и улучшается деловая репутация компании.
А как читатель оценит уход с работы специалистов, недавно прошедших обучение за счет компании и получивших сертификаты, дающие возможность работать, например, с изделиями или технологией известной компании производителя???
Работники переходят в конкурирующую фирму, которая начинает работать с оборудованием и технологией известной компании-производителя.
Компании, что провела обучение, будет нанесен значительный ущерб: как моральный, так и материальный, который никто не возместит. А если она еще подписала договора, в соответствии с которыми взяла на себя обязательство выполнить работы или оказать услуги с применением вышеуказанного оборудования или технологии, которым обучены за ее же счет ее сотрудники, то оказывается, что компания не сможет выполнить договорные обязательства.
Компания, которая переманила таких работников, одновременно получила значительное конкурентное преимущество: фактически готовые контракты с потребителями первой компании, при этом фактически не вложив ни копейки.
Является ли такая практика недобросовестной конкуренцией, «противоречащей честным обычаям в промышленных и торговых делах»?
Еще более сложная ситуация может быть в случае переманивания конкурентами руководителей и главных специалистов. Такие люди владеют закрытой (инсайдерской) для конкурентов информацией, доступ к которой предоставляет решающее конкурентное преимущество на рынке.
Среди кадровых агентств и сервисных служб существует такая услуга как поиск топ-менеджеров и ключевых специалистов, так называемый head hunting (охота за головами). Потеря такого специалиста наносит существенный ущерб компании.
В практике, западных стран, особенно Италии и Германии, существует целый набор правовых и экономических инструментов борьбы с таким явлением. В первую очередь это жесткие условия трудовых контрактов, предусматривающих санкции за нарушение условий трудового контракта. Во-вторых, обязательства работника о неразглашении коммерческой и закрытой информации на протяжении длительного времени, что фактически означает запрет перехода в конкурирующую компанию, под угрозой присуждения судом выплаты значительной суммы ущерба. Также используют экономические механизмы: «схемы лояльности» и отложенных выплат.
В западной судебной практике компании достаточно жестко и активно защищают свои права и интересы. В Украине подобные категории дел только начинают появляться.
На сегодняшний день существует практика, когда компания выходит на новый рынок и переманивает специалистов из фирм-конкурентов. В течение короткого срока новая компания практически бесплатно получает всю необходимую информацию рыночного, технического характера, и даже определенные ноу-хау работы на рынке, а затем культурно прощается с уже ненужными людьми. Логика в этом случае проста: кого купили один раз, могут купить и второй.
Компании, работающие в современных рыночных условиях, ведут активную работу, направленную на индивидуализацию
Закон «О защите прав потребителей»
Нечестная предпринимательская практика — какая-либо предпринимательская деятельность или бездеятельность, которая противоречит правилам, торговым и другим честным обычаям и влияет или может повлиять на экономическое поведение потребителя относительно продукции;
Статья 5. Защита прав потребителей
Государство обеспечивает потребителям защиту их прав, предоставляет возможность свободного выбора продукции, получения знаний и квалификации, необходимых для принятия самостоятельных решений во время приобретения и использования продукции в соответствии с их потребностями, и гарантирует приобретение или получение продукции другими законными способами в объеме, который обеспечивает уровень потребления, достаточный для поддержки здоровья и жизнедеятельности.
Государство создает условия для получения потребителями нужных знаний по вопросам реализации их прав.
Защиту прав потребителей осуществляют специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и его территориальные органы, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, органы и учреждения, которые осуществляют государственный эпидемиологический санитарный присмотр, другие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления согласно с законодательством, а также суды.
Статья 19. Запрещение нечестной предпринимательской практики
1. Нечестная предпринимательская практика запрещается.
Нечестная предпринимательская практика включает:
* совершение действий, которые квалифицируются законодательством как проявление недобросовестной конкуренции;
* какую-либо деятельность (действия или бездействия), которая вводит потребителя в заблуждение или является агрессивной.
2. Если предпринимательская практика побуждает или может побуждать потребителя дать согласие на осуществление сделки, на которую в другом случае он не согласился бы, такая практика вводит в заблуждение касательно:
* основных характеристик продукции, таких как: ее наличие, преимущества, опасность, состав, методы использования, гарантийное обслуживание, метод и дата изготовления или предоставления, поставка, количество, спецификация, географическое или другое происхождение, ожидаемые результаты потребления или результаты и основные характеристики тестов или проверок товара;
* каких-либо предостережений относительно прямой или опосредствованной поддержки производителем продавца или продукции;
* цены или способа расчета цены или наличия скидок или других ценовых преимуществ;
* потребности в услугах, замене составляющих или ремонте;
* характера, атрибутов и прав продавца или его агента, в частности информации о его лице и активах, квалификации, статусе, наличии лицензии, интеллектуальной или промышленной собственности;
* права потребителя или опасности, что ему угрожает.
Предпринимательская практика является такой, что вводит в заблуждение, если во время предложения продукции потребителю не предоставляется или предоставляется нечеткий, непонятный или двузначный способ информации, необходимой для осуществления сознательного выбора.
3. Запрещаются как такие, которые вводят в заблуждение:
* предложение для реализации продукции по определенной цене, если существуют основания считать, что продавец или исполнитель не сможет предоставить такую продукцию по такой цене или в таких объемах, что можно предусмотреть, учитывая предлагаемую цену и характеристики продукции;
* предложение с целью реализации одной продукции к реализации другой;
* отказ от предъявления потребителю товара, что предлагается, и принятия заказа или непредоставления товара на протяжении умного срока или демонстрирования дефектного образца товара;
* недостоверное сообщение о наличии ограниченного количества товаров или с целью побуждения потребителей к принятию быстрого решения лишения их достаточного периода времени для принятия сознательного решения;
* предложение к свободной реализации продукции, которая изъята из обращения или относительно обращения которой существуют ограничения;
* недостоверное утверждение, что будет существовать угроза личной безопасности потребителя или его семьи, если он не приобретет или не закажет продукцию;
* образование, эксплуатация или содействие развитию пирамидальных схем, когда потребитель платит за возможность получение компенсации, которая предоставляется за счет привлечения других потребителей к такой схеме, а не за счет продажи или потребления продукции;
* использования сообщения о распродаже в связи с прекращением субъекта ведения хозяйства, его структурного подразделения или прекращения соответствующего вида хозяйственной деятельности, тогда как это не отвечает действительности.
Перечень форм предпринимательской практики, которая вводит в заблуждение, не является исчерпывающим.
4. Агрессивной считается предпринимательская практика, которая фактически содержит элементы принуждения, надоедания или неподобающего влияния и существенно влияет или может повлиять на свободу выбора или поведение потребителя относительно приобретения продукции.
При установлении того, содержит ли предпринимательская практика элементы принуждения, надоедания или неподобающего влияния, к вниманию берутся:
* время, характер и повторяемость предложений относительно приобретения продукции;
* употребление оскорбительных или угрожающих высказываний;
* использование тяжелого для потребителя обстоятельства, о котором продавцу или исполнителю было известно, для влияния на решение потребителя;
* установление обременительных или непропорциональных внедоговорных препятствий для осуществления потребителем своих прав по договору, включая положение о праве потребителя разорвать договор или заменить продукцию или заключить договор с другим субъектом ведения хозяйства;
* угроза осуществить незаконные или неправомерные действия.
Субъекты ведения хозяйства, их работники несут ответственность за нечестную предпринимательскую практику согласно с законодательством.
Хозяйственный кодекс Украины
Статья 32. Недобросовестная конкуренция
1. Недобросовестной конкуренцией признаются какие-либо действия в конкуренции, которые противоречат правилам, торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности.
2. Недобросовестной конкуренцией являются неправомерное использование деловой репутации субъекта хозяйствования, создание препятствий субъектам хозяйствования в процессе конкуренции и достижения неправомерных преимуществ в конкуренции, неправомерный сбор, разглашение и использование коммерческой тайны, а также другие действия, которые квалифицируются в соответствии с частью первой этой статьи.
Статья 33. Неправомерное использование деловой репутации субъекта хозяйствования.
1. Неправомерным использованием деловой репутации субъекта хозяйствования признаются: неправомерное использование чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки; неправомерное использование товара другого производителя; копирование внешнего вида изделия другого производителя; сравнительная реклама.
2. Неправомерным является использование без разрешения уполномоченного на то лица чужого имени, коммерческого наименования, торговой марки, других обозначений, а также принадлежащих другому лицу рекламных материалов и тому подобное, что может привести к смешиванию с деятельностью другого субъекта ведения хозяйства, который имеет приоритет на их использование в своей деятельности. Для этого разрабатываются и регистрируются торговые марки знаки для товаров и услуг), нарабатываются определенный имидж, деловая репутация, в том числе путем стабильной и длительной работы на рынке, выполняя сложные и ответственные работы, участвуя в больших проектах, работая на больших объектах, которые впоследствии фактически стают визитной карточкой компании.
В практике встречаются случаи неправомерного использования деловой репутации компаниями-конкурентами, в том числе путем предоставления потребителям неправдивой информации в отношении практики компании, квалификации ее специалистов, выполненных проектов.
Например, компания А выполняла работы на целом ряде ответственных объектов и указывает эту информацию в своих рекламных проспектах.
<< Новая компания практически бесплатно получает всю необходимую информацию рыночного и технического характера»
Потребители узнают компанию А и могут ее отличить от компаний конкурентов, в том числе и по указанным данным. Таким образом, деловая репутация, наработанная годами, работает на благо компании.
Одновременно никому не известная компания Б, образованная три дня назад, публикует на своем сайте практически идентичную информацию об объектах и контрактах, что фактически не соответствует действительности и является неправомерным использованием деловой репутации компании А. Это квалифицируется как нечестная предпринимательская практика. Действующее украинское законодательство защищает деловую репутацию и запрещает ее неправомерное использование.
Согласно ст.19. Закона «О защите прав потребителей», установлен запрет нечестной предпринимательской практики. Нечестная предпринимательская практика включает: совершение действий, которые квалифицируются как проявление недобросовестной конкуренции, а также деятельность (действия или бездействия), которая вводит потребителя в заблуждение или является агрессивной.
Законом также установлено если предпринимательская практика побуждает или может побудить потребителя дать согласие на осуществление сделки, на которую в другом случае он не согласился бы, такая практика вводит потребителя в заблуждение.
Подача и распространение недостоверной и неправдивой информации также запрещена и Законом Украины «О рекламе» и квалифицируется законом как недобросовестная реклама. Компания, используя недобросовестную рекламу, фактически обманывает потребителей в отношении своей репутации, вернее, в отсутствии таковой. Компания, используя запрещенные законом методы рекламы, и ведением недобросовестной предпринимательской практики путем использования чужой деловой репутации, обманывает потребителей, подавая недостоверную информацию. Потребители, в свою очередь, получив недостоверную информацию, не могут сделать осознанный выбор, что запрещено законом. Такая противозаконная практика фактически приводит к тому, что компания получает неправомерные преимущества на рынке за счет эксплуатации деловой репутации компании-конкурента, путем подачи недостоверной информации и обмана (введение в заблуждение) потребителя в отношении истинного положения дел.
Очевидно, если бы компания опубликовала правдивую информацию о себе, то действия потребителей были бы адекватными поданной информации.
F+S: технологии безопасности и противопожарной защиты № 3 (21) 2006