Цивілізованість суспільства визначається швидкістю впровадження передових технологій. На скільки держава є правовою, можна визначити за ступенем відкритості у прийнятті значимих рішень , швидкості обміну інформацією між державними інститутами і суспільством.
Однак вже якось не зовсім гармонійно вписуються в сучасні українські реалії судові засідання в режимі відеоконференції, розсилка смс- повісток учасникам судового процесу , в той час як судові рішення виконуються роками, процедура закриття бізнесу нагадує « ходіння по муках » , а перекроювання і перерозподіл повноважень між державними органами не сприяє правопорядку в цілому .
Дана стаття доступна мовою оригіналу:
Уже более, чем 10 лет в нашей стране действует Закон Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» (Закон об электронных документах), за это время стало нормой подавать отчетность в налоговые органы, пенсионный фонд, декларировать, осуществлять банковские операции с помощью электронных документов, но использование электронной подписи в хозяйственной деятельности не получило широкого распространения.
Для сравнения, за пять лет после введения в действие Директивы ЕС от 13.12.1999 № 1999/93/ЕС «Об общих принципах электронных подписей» (Directive 1999/93/EC of the European Parliament and of the Council of 13 December 1999 on a Community framework for electronic signatures) усиленными электронными подписями стали пользоваться около 70 процентов европейцев.
СИЛА ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ
Под электронным документом согласно действующему украинскому законодательству понимают документ с соответствующими обязательными реквизитами, информация в котором зафиксирована в виде электронных данных.
Состав и порядок размещения обязательных реквизитов такого документа определяется законодательством, так, например, исходя из положений Приказа Министерства финансов Украины № 88 от 24.05.1995 год «Об утверждении Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете» и ст. 9 ЗУ «О финансовой отчетности и бухгалтерском учете в Украине» первичные документы могут составляться как в письменной, так и в электронной форме и должны содержать: название документа (форма), дата и место составления, название предприятия, от имени которого составлен документ, содержание и объем хозяйственной операции, единица измерения хозяйственной операции, должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность оформления, личная подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, которое участвует в осуществлении хозяйственной операции.
В соответствии со ст. 6 Закона об электронных документах электронная подпись является обязательным реквизитом электронного документа, который используется для идентификации автора (лица, подписавшего документ). Наложением электронной подписи завершается создание электронного документа, чем придается документу целостность и юридически значимая сила. Однако стоит отметить, что согласно ст. 8 Закона об электронных документах электронный документ не может быть использован как оригинал:
- свидетельства на право наследования,
- документа, который в соответствии с законодательством может быть создан лишь в одном оригинальном экземпляре, кроме случаев использования централизованного хранилища оригиналов электронных документов,
- в других случаях, предусмотренных законодательством.
Исходя из общепризнанной практики, существует такие основные виды электронных подписей: (1) простая текстовая подпись в электронном письме, (2) цифровое изображение рукописной подписи, прикрепляемое к электронному документу (сканкопия), (3) секретный код (PIN-код), (4) уникальный биометрический идентификатор, (5) цифровая подпись, создаваемая путем использования криптографического ключа.
Именно вопросу использования цифровой подписи законодатель уделил особое внимание.
Так, ЭЦП приравнивается к собственноручной подписи (печати) в случае, если: такая подпись подтверждена усиленным сертификатом ключа и такой сертификат ключа является действительным на момент наложения электронной цифровой подписи; личный ключ подписанта соответствует открытому ключу.
Составляющими элементами ЭЦП являются личный и открытый ключи. Личный ключ ЭЦП формируется на основании случайных чисел, которые генерируются датчиком случайных чисел, а открытый - вычисляется из личного ключа. Вычислить личный ключ из открытого - невозможно. Именно открытый ключ подтверждает принадлежность открытого ключа ЭЦП определенному лицу и несет в себе персональную информацию о его владельце (имя, реквизиты), уникальном регистрационном номере, сроке действия сертификата открытого ключа. Открытый ключ используется для проверки ЭЦП получаемых документов (файлов).
В случаях, когда в соответствии с законодательством необходимо удостоверить подпись на документах и соответствие копий документов оригиналов печатью, на электронный документ накладывается еще одна электронная цифровая подпись юридического лица, специально предназначенная для таких целей.
Исходя из ст. 4 ЗУ «Об электронной цифровой подписи» нотариальные действия по удостоверению действительности электронной цифровой подписи на электронных документах совершаются в соответствии с порядком, определенным законом. Так, Приказом Министерства юстиции Украины от 22.02.2012 года № 296/5 «Об утверждении Порядка совершения нотариальных действий нотариусами Украины» предусматривается, что нотариусы удостоверяют при наличии у них технических возможностей действительность электронной подписи на документах.
Однако для того, чтобы доказать то, что документ был подписан с помощью электронной цифровой подписью в конкретный момент времени в прошлом, существует возможность зафиксировать дату и время специальным значком (Постановление КМУ от 26.05.2004 года № 680 «Об утверждении Порядка удостоверения наличия электронного документа (электронных данных) на определенный момент времени». Подобные услуги предоставляются центрами сертификации ключей и аккредитованными центрами сертификации ключей, что позволяет не беспокоиться подписантам электронных документов в ситуации, когда срок действия их сертификата открытого ключа истек.
Сертификаты открытых ключей могут быть двух видов: простые и усиленные. Усиленный сертификат открытых ключей выдается только аккредитованными центрами сертификации ключей и используются для обмена документами между юридическими, физическими лицами и государственными органами власти, а собственно сам электронный документ приравнивается к собственноручно подписанному.
ЭЛЕКТРОННО-ТРАНСПОРТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
В соответствии со ст. 207 ГКУ сделка считается осуществленной в письменной форме, если воля сторон выражена при помощи телетайпного, электронного или иного технического средства связи. При исполнении соглашений допускается применение электронно-цифровой подписи.
Украинским законодательством урегулированы вопросы использования ЭЦП лишь в сфере железнодорожных перевозок (Приказ Министерства транспорта Украины от 21.11.2000 года № 644 «Правила оформления перевозных документов») - накладная на перевозку оформляется и предоставляется в электронной форме с наложением ЭЦП (п. 1.1.)
Высшим хозяйственным судом Украины в Информационном письме от 27.02.2012 года № 01-06/223/2012 относительно возможности Укразализныци с 01.01.2012 года оформлять перевозные документы в электронном виде было указано, что в соответствии со ст. 307 ХК Украины, предписания которой корреспондируются со ст. 909 ГК Украины, договор перевозки груза заключается в письменной форме. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением провозного документа (транспортной накладной, коносамента) согласно с требованиями законодательства.
Электронный перевозной документ и его бумажная версия имеют одинаковую юридическую силу. Пунктом 1.2 названных Правил определено, что для подтверждения приемки груза к перевозке один экземпляр накладной в бумажном виде с присвоенным ему номером и датой приема груза предоставляется отправителю. Порядок подтверждения приема груза к перевозке по электронной накладной (с наложением электронной цифровой подписи) определяется договором между грузовладельцем и железной дорогой.
Согласно с пунктом 3.3 Порядка применения электронного перевозного документа при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденного приказом Министерства транспорта и связи Украины от 01.11.2010 № 800, в случае предъявления к железной дороге претензий и исков применяются электронные перевозочные документы или их бумажные копии, которые распечатываются и заверяются в установленном законодательством порядке соответствующими субъектами перевозочного процесса, получили их согласно приложению к договору об организации перевозок.
В случае наличия разногласий в визуальных и бумажных отображениях электронных перевозочных документов может учитываться информация, полученная из архива электронных документов ГП «Главный информационно - вычислительный центр Укрзализныця».
В свою очередь, Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине использование электронной цифровой подписи прямо не урегулирована, поэтому ЭЦП используется лишь во внутренней системе перевозчиков и экспедиторов, а во взаимоотношениях с третьими лицами (отправитель-получатель) продолжают использовать бумажные ТТН. В то же время, в Беларуси с июля этого года начинается внедрение ТТН в электронном виде, а на международном уровне еще в 2008 году восемью европейскими государствами был подписан Дополнительный протокол к конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), касающийся электронной накладной (e-CMR), Украина к данном Дополнительному протоколу пока не присоединилась.
Опубликовано в газете Юридическая практика, октябрь 2013 года
Автор: ВЛАСОВ Евгений - юрист ЮК «Альянс Ратушняк и Партнеры»